СОЦИОГЛОБАЛИЗМ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ



Глобализация деятельности человечества становится одним из определяющих фак¬торов современного развития. Это подводит историю к качественно новому этапу, для исследования которого, по-видимому, необходимы новые представления и новые методы.
В условиях нарастания лавины глобальных угроз человечеству для соблюдения даже простейшего биологического императива — примитивного выживания — следу¬ет тотально напрячься, чтобы доказать жизнеутверждающий тезис Декарта: «Мыслю — значит существую», который имеет в данном случае уже более футурологический и экзистенциальный смысл. На мой взгляд, пытаться доказывать, что никакой глобализации не происходит - бессмысленно. Надо всеклеточно прочувствовать, что глобализация становится нашей формой существования. Причем не только в экономике, не только в политике, а тотально-бытийно.
Несомненно, что всем нам следует осознать формирующиеся законы глобализа¬ции экономики, политики, информации и т.д., наконец, глобализации существова¬ния как такового. Несомненно также и то, что, осознав их, следует попытаться ис¬пользовать в интересах человечества. А вот далее встают не менее фундаментальные вопросы: может ли какая-то одна страна, а тем более, фактически, руководство этой страны формировать глобальный облик нового человечества? Если да, то как и в какой степени? Можно ли, не став в полном смысле единым человечеством, «обуздать» «глобальную неизбежность»? Можно ли, оставаясь отделенными друг от друга, в частности, государственными границами и уровнем жизни, сосуществовать, да и просто выжить в глобализирующемся мире? Совместима ли существующая общепринятая форма демократии с надвигающимся глобализационным прессом? И многие другие вопросы...
По отношению к человеку и человечеству в целом процессы глобализации име¬ют как позитивные, так и негативные последствия. Укажем некоторые из них, при¬знаваемые многими аналитиками:
Возможные негативные последствия глобализации:
— полномасштабная третья мировая (экономическая, информационная или иная) война за передел зон влияния и за обладание природными ресурсами, (в том числе даже питьевой водой);
69

СОЦИОГЛОБАЛИЗМ
И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ

— уничтожение национальных государств, национальных культур во имя дик¬-
тата рынка и максимально выгодного транснационального движения капитала;
— тотальное насаждение ценностей и образа жизни одной сверхдержавы - США;
— захват и единоличный контроль главного (по мнению неолибералов) стиму¬-
лятора прогресса - финансовых ресурсов мира, мировой экономики и информации;
— осуществление тотального контроля над всем миром и самой глобальной
эволюцией человечества. (По существу, это новая вариация на старую тему мирово-¬
го господства.)
Возможные позитивные последствия глобализации:
— объединение разрозненного мира в единую планетарную цивилизацию
(П-цивилизацию);
— большое интенсивное движение товаров и услуг по планете в интересах всего
населения Земли;
— повышения уровня жизни развивающихся стран;
— интегрирование (но не исчезновение) различных культур;
— формирование общих (общечеловеческих) интересов и появление качественно
новых интересов человечества как планетарного субъекта космической эволюции;
— всеобщее объединение государств и народов для решения глобальных проблем.
Если говорить о негативных последствиях глобализации, то вряд ли требует
особого доказательства точка зрения, что перспектива мирового господства неболь¬шой группы государств и организаций, ориентирующихся на индивидуалистичес¬кий потребительский идеал, будет не по душе многим. Собственно, по большому счету это противоречит и духу свободного демократического общества, которое, в своей атлантической ипостаси, уже сегодня реализует эту свободу очень избирательно. Вряд ли миллионы людей примут «расслоенный» глобализм с увеличивающейся дистан¬цией между социальными полюсами. Антиглобалисты на данный момент наиболее активная часть этих миллионов.
Существуют внешние и внутренние причины, придающие современному дви¬жению антиглобализма негативную окраску. Однако позитивная составляющая ан¬тиглобализма сводится к нежеланию видеть мультикапитал в качестве заказчика похоронной музыки для пяти из шести миллиардов жителей планеты. Миллиарды жителей планеты не хотят видеть свои цивилизации встроенными в гипертрофиро¬ванный планетарный рынок, на котором продается все, вплоть до высоких чувств, идеалов и морали. Они не хотят терять культурную и национальную уникальность в угоду монетаристско-рыночной идеологии. Основной конструктивный смысл дви¬жения антиглобалистов состоит как раз в борьбе против подобной направленности глобализации.
Большинство антиглобалистов не менее умны, чем большинство глобалистов, и не отрицают глобализацию как факт. Но для будущего цивилизации более естест¬венно не капитал-глобализированное общество в чистом виде, а социально-глобализированное общество, в котором глобализированный капитал не является доминирующим фактором развития.
70




РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ

СОЦИОГЛОБАЛИЗМ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ





*

Социоглобализм
Глобализующийся мир должен стать принципиально социально ориентирован¬ным. Достижение именно этого качества планетарного социума является императи-вом выживания человечества. Качественно другой альтернативы просто не сущест¬вует. Чтобы выжить на этом этапе эволюции, человечеству в социальном плане необходимо стать единым, но не усредненным. Порознь страны не сумеют противо-стоять глобальным угрозам. Но единение не может формироваться на базе индиви-дуализма и потребительства. Быть вместе и пытаться выжить в планетарном ноевом ковчеге означает принять необходимость существования всех живущих вне зависи-мости от региона и страны проживания, социального статуса и этнической при-надлежности. Социоглобализм или социально ориентированный глобализм отнюдь не тождествен современным концепциям ограниченной социальной политики государства, заботящегося прежде всего о том, чтобы предоставить граж-данам равные права и возможности. Любая сфера деятельности любого современно¬го государства, вовлекаемого историей в глобализационные процессы, должна ста-новится социально ориентированной.
Я рассматриваю состояние тотальной социальной ориентированности как новое качество социума. Обретение этого качества позволит социально ориентиро-ванным государствам естественным несиловым образом гармонично перерасти в социально ориентированное человечество. Развитие и процветание любого из со-временных обществ-государств уже не будет ориентироваться только на благососто-яние собственного народа. Морально-этические принципы экзистенции будут во все-возрастающей степени становиться практическими регулятивными функциями поведения человека и человеческих сообществ в мире, в котором локальное стано¬вится глобальным, а деятельность индивида сказывается на масштабах всей земной цивилизации. Каждый человек теперь должен бытийно осознавать, что, не заботясь об общем благе, можно столкнуться с непреодолимыми трудностями личного выжи¬вания в буквальном смысле, создать масштабные проблемы для своей семьи и близ¬ких на любой локально выделенной е-окрестности бытия.
Социоглобализм означает, что сама эволюция подталкивает человечество к тому, что на последних страницах Нового Завета выражено загадочным словом соборность. В мирском плане наиболее близко этому понятию соответствует понятие коллекти-визма, хотя они по сути не тождественны. К сожалению, понятие коллективизма, несмотря на всю его позитивность и успешное воплощение в определенные периоды в нашей стране, было в те же периоды сильно извращено и затаскано. Кроме того, это понятие в содержательном плане в основном соответствовало социально-пове-денческому стереотипу бытия с чисто материалистическим и сугубо атеистическим акцентом, в то время как понятие соборности ориентирует человека на более возвы-шенное духовное состояние слияния с другими людьми на основе собственной духовной трансформации. Вместе с тем, содержание понятия соборности, на наш взгляд, сегодня осознается только на упрощенном уровне, и экзистенциальность соборности еще предстоит постичь и пережить как некоторое новое качество жизни,
71

СОЦИОГЛОБАЛИЗМ
И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ





в том числе и вне рамок религии. В связи с этим, с моей точки зрения, большое значе-ние должно иметь дальнейшее развитие представлений о коллективизме, об особен¬ностях коллективного бытия как форме существования земной цивилизации.
Социоглобализм как генеральная стратегия человечества уже сегодня принима¬ет все более явственные черты. Так, например, уже десятки лет ряд стран успешно развиваются как социальные государства. Уровень социоглобализма — это (в первом приближении), по существу, идеология социального государства в планетарных мас¬штабах. Это означает, что должны быть реализованы все основные принципы и все преимущества социального государства, которые, вместе с тем, должны быть развиты с учетом планетарного масштаба цивилизации. Более того, конец XX столе¬тия ознаменовался крупнейшим событием, имеющим общецивилизационный харак¬тер: уже не отдельные страны, а целый континент выбрал свое социально ориентиро¬ванное будущее. Старая, видавшая виды Европа на «закате» своей славы принимает беспрецедентное стратегическое решение двигаться в этом направлении: в 1989 г. государствами - членами Евросоюза была принята «социальная Хартия» и появился проект «социальной Европы».
Предлагаемое представление о социоглобализме имеет следующие конструктив-ные преимущества по сравнению с антиглобалистским подходом
1. Это понятие более определенно и более перспективно ориентирует человече¬-
ство в направлении того единого планетарного социума, который с необходимостью
должен появиться в условиях внешней и внутренней глобализации.
2. Представление о социоглобализме дает более ясные и более конструктивные
ориентиры и цели, делает более понятным содержание альтернативы тому курсу
общечеловеческого развития, который предлагает «оседлавший» идею глобализации
транснациональный капитал.
3. Внутренним стержнем социоглобализма является неизменная социальная
ориентация новой планетарной социальной суперструктуры (суперсистемы)
в эпоху глобализации.
4. Концепция социоглобализма как содержательная альтернатива антиглобализму
снимает все проблемы, связанные с всплесками радикализма в этом движении,
поскольку социально ориентированное человечество будет более единым в рацио¬-
нальном и нравственном отношениях. Ее принятие даст возможность тем современ¬-
ным антиглобалистам, кто ориентирован на поиск более справедливого и соответст¬-
вующего природе вещей порядка и не приемлет крайних методов, занять адекватное
место в мировой политике.
5. Наконец, принципиально новое состояние цивилизации с доминантной
социальной ориентацией и вытекающими отсюда позитивными стратегическими
перспективами, на наш взгляд, полнее выражает глубокую сущность человека
и человечества в целом, нежели крайний экзистенциальный индивидуализм совре¬-
менного неолиберализма.
Движение человечества к социоглобализму будет означать уникальную истори¬ческую попытку осознанно и адекватно использовать естественные эволюционные сдвиги в развитии планетарной цивилизации и последовать в направлении более
72










РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ

СОЦИОГЛОБАЛИЗМ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ







полно реализуемого гуманистического сообщества на планете. Почему еще принци-пиально важно движение цивилизации в направлении социоглобализма? На мой взгляд, именно такое качественно новое состояние человечества поможет ему в решении возникающих проблем в системе «цивилизация-природа» (освоение космоса, проблема управляемого термояда и т. д.).
Всеобщая социальная ориентация человечества по своему содержанию создает принципиально новую ситуацию, когда глобальное может резко стимулировать качественную эволюцию локального и даже индивидуального, т.е. самого носителя цивилизации — человека. В поле глобальных факторов и единения человечества он с необходимостью должен будет качественно преобразоваться в более совершенный и гармонично адаптированный к глобализацнонным факторам субъект эволюции. Уже сегодня существует несколько точек зрения на сущность такого антропологиче¬ского преобразования. Но хотелось бы особо подчеркнуть, что качество такой транс-формации не будет замыкаться только на технотронное совершенствование кибер-нетизирующегося человека, что является в большей степени внешним для самого человека, а в значительной, если не определяющей, мере будет связано с раскрытием его внутренних био-физико-психических резервов и потенций. Футурологические прогнозы ряда исследователей постулируют, что наступившее XXI столетие будет веком биологии и психологии (я бы сказал: биофизики и психофизики).
Суть современного исторического момента состоит в том, чтобы общечеловече¬ская цивилизация определила для себя качественное содержание своей дальнейшей глобальной эволюции. До сих пор попытки определить судьбы мира сводились в основном к попыткам его силового завоевания с предполагаемым последующим диктатом условий существования. Всемирная история показала, что индивидуаль¬ное управление глобальным невозможно в принципе. Имевшие место попытки пост¬роения общества тотальной справедливости и равенства, основанные на социальных проектах, рождавшихся в умах отдельных политиков, также оказались обреченны¬ми. В отличие от спекулятивных посылок идеологов мировой революции (тоже, в общем-то, глобалистическая идеология) в конце XX - начале XXI в. появились и объективные причины, очень жесткие внешние, эволюционные и природные фак¬торы, требующие социализации и объединения человечества на нравственно-рацио-нальной основе более высокого уровня.
В начале XXI в. жажда мирового господства все еще не исчезла и завоевание мира предпринимается по существу все теми же средствами, среди которых на первом месте — сила, экономические рычаги монополизации знания, тайные спецоперации. Как считают ряд исследователей, уже сейчас идет экономическая и информационная третья мировая война за власть над цивилизацией.
Противоречит ли полная социальная ориентация государства и всей цивилиза-ции идее свободы, свободного развития человека, свободы предпринимательства? Конечно же, нет. Уже в настоящее время принцип свободы заложен в основание стро-ительства социальных государств в Европе. Он же является одним из краеугольных камней социально ориентированной деятельности партий, стоящих у власти в этих государствах. Чем же отличается свобода, реализуемая в процессе радикально

73

СОЦИОГЛОБАЛИЗМ
И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ



либеральной политики правящих партий, от свободы, существующей в государст¬вах, выбравших социально ориентированную стратегию разви

В.Д.Эрекаев


Журнал
РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ. - 2004. - №3. - С.69-77

Используются технологии uCoz